Бензин (A98, A95, A92)

Бензин – это легчайшее топливо среди разжиженных нефтяных фракций. Данную фракцию выделяют из нефтяного сырья в ходе его возгонки для производства различных нефтяных продуктов. В прочем, типы бензина имеют качественные отличия в своем составе, а также свойствах.

95-й бензин

Сегодня в Украине любой бензин с пометкой А-95 должен изготавливаться согласно нормам ДСТУ 4839:2007 "Бензины автомобильные повышенного качества" — такое топливо соответствует европейским экологическим нормам Евро-4 и выше, и еще не так давно продавалось как "евротопливо". Обычный же украинский бензин отвечал нормам между Евро-2 и Евро-3 (ДСТУ4063-2001). Но, с 1 июля 2013 года продажа топлива, произведенного по стандарту ниже Евро-4, запрещена. Поэтому весь без исключения бензин на АЗС является качественным, если, конечно, заправка строго придерживается норм украинского законодательства. На экономию топлива новые нормы не влияют, а вот срок службы некоторых частей автомобиля увеличивает в разы.

Бензин

Стандарт ЕВРО-5 без присадок

Украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не выпускают бензин стандарта Евро-5, который распространен в ЕС. Поэтому его завозят с заводов Литвы, Польши, Беларуси и Румынии — на заправках его продают под фирменным брендом. Отличие от Евро-4 — в 15 раз ниже содержание серы и почти полное отсутствие бензола и ароматических углеводородов. На динамике и экономии топлива это не сказывается, а вот процессы нагарообразования, старения моторного масла, коррозии деталей протекают на треть медленнее. Это важно для иномарок после 2005 года выпуска: тогда в ЕС были приняты стандарты топлива, которые учитывались при производстве машин.

Евро с моющей присадкой

Часто фирменные сети АЗС стремятся придать своему топливу дополнительные свойства и обещают, что благодаря ему не только придется реже заезжать на сервис, но и улучшится работа двигателя. Для этого в бензин добавляют моющую присадку. Состоит она из ингибиторов коррозии, моющих компонентов и поглотителей воды. Но покупать такие сорта топлива не стоит: зачастую это обычный бензин, который разбавили "химией" прямо в бензовозе (присадка дешевле, чем автомобильное топливо). Вреда от этого мотору не будет, но расход топлива при заправке такой смесью увеличится. "Мыть" двигатель изнутри можно, но иногда, а не постоянно.

Бензин

Смесь бензина и спирта

Еще один вид топлива, который вызывает вопросы, — смесь бензина и спирта, которую продают на отдельных АЗС в качестве фирменного топлива. Привлекает оно внимание ценой.

Бензин А-98 вместо 95-го

Среди водителей существует миф, что если вместо рекомендованного производителем авто бензина А-95 залить 98-й, то автомобиль будет ездить лучше, а "кушать" на 15—20% меньше. На самом деле это справедливо лишь для машин, которые изначально рассчитаны на бензин А-98 (об этом указано в сервисной книжке). В другом случае эффекта не будет.

А иногда частое использование бензина с увеличенным октановым числом может нанести вред: прогорят кольца и клапана. По этой же причине рекомендуем не эксперементировать с различными присадками, увеличивающими октановое число. Покупать А-92 нет смысла. Часто водители из соображений экономии заправляют бак бензином с октановым числом А-92 (он немного дешевле), хотя авто рассчитано на эксплуатацию с топливом А-95. Делать это категорически не рекомендуется. Во-первых, расход топлива на 92-м на 10—15% выше, чем на 95-м, и, в итоге, сэкономленные копейки превращаются в потраченные гривны. Во-вторых, из-за пониженного октанового числа возникает такое явление, как детонация топлива в цилиндрах: топливная смесь воспламеняется слишком рано, поршень сжимает быстро горящую смесь, вследствие чего развивается чрезмерное давление и увеличивается нагрузка на двигатель. Мотор в результате таких экспериментов выходит из строя.

Технические показатели бензинов

№ п/п Наименование показателя Норма по
ТР ТС 013/2011 в отношении экологического класса К5
Единица измерения Метод испытания Предельные значения
по СТБ 1656-2011
мини-мальное макси-мальное
1 Октановое число, определяемое по исследовательскому методу (RON):
- для бензина АИ-92-К5-Евро
- для бензина АИ-95-К5-Евро
- для бензина АИ-98-К5-Евро
80 СТБ ISO 5164 92,0
95,0
98,0
2 Октановое число, определяемое по моторному методу (MON):
- для бензина АИ-92-К5-Евро
- для бензина АИ-95-К5-Евро
- для бензина АИ-98-К5-Евро
76 СТБ ISO 5163 83,0
85,0
88,0


3 Массовая концентрация свинца не более 5* мг/л СТБ ЕН 237 5,0**
4 Плотность при 15 оС кг/м3 СТБ ИСО 3675 720,0 775,0
5 Массовая доля серы не более 10 мг/кг СТБ ИСО 20846 10,0
6 Стойкость к окислению мин СТБ ИСО 7536 360
7 Концентрация смол (промытых растворителем) мг/100 мл СТБ ИСО 6246 5
8 Коррозия медной пластинки
(3 ч при 50 °С)
Класс СТБ ИСО 2160 Класс 1
9 Внешний вид Визуальный контроль Прозрачный и чистый
10 Объемная доля углеводородов:
- олефиновых
- ароматических
не более 18
не более 35
% СТБ ISO 22854
18,0
35,0
11 Массовая доля кислорода не более 2,7 % СТБ ISO 22854 2,7
12 Объемная доля бензола не более 1 % СТБ ЕН 12177 1,00
13 Объемная доля оксигенатов:
- метанол
- этанол
- изопропиловый спирт
- изобутиловый спирт
- третбутиловый спирт
- эфиров (5 или более атомов С)***
- других оксигенатов
не более 1*
не более 5
не более 10
не более 10
не более 7
не более 15
не более 10
% СТБ ISO 22854





1,0**
5,0
10,0
10,0
7,0
15,0
10,0
14 Концентрация железа отсутствие мг/л ГОСТ Р 52530 Отсутствие
15 Концентрация марганца отсутствие мг/л ГОСТ Р 51925 Отсутствие
16 Объемная доля монометиланилина отсутствие % ГОСТ Р 54323 Отсутствие
17 Давление насыщенных паров (VP):
для класса А
для класса В
для классов С и С1
для классов D и D1
для классов Е и Е1
для классов F и F1
35-80
(в летний период)
35-100
(в зимний период)
кПа СТБ ЕN 13016-1 45,0
45,0
50,0
60,0
65,0
70,0
60,0
70,0
80,0
90,0
95,0
100,0
18 Объемная доля испарившегося бензина при 70 оС (Е70):
для классов А и В
для классов С, С1, D, D1, Е, Е1, F, F1
% (V/V) СТБ ИСО 3405 20,0
22,0
48,0
50,0
19 Объемная доля испарившегося бензина при 100 оС (Е100) % (V/V) 46,0 71,0
20 Объемная доля испарившегося бензина при 150 оС (Е150) % (V/V) 75,0
21 Температура конца кипения (FBP) 0С 210
22 Остаток в колбе % (V/V) 2
23 Индекс испаряемости (VLI)
(10 VP + 7 E70):
- для класса С1
- для класса D1
- для класса Е1
- для класса F1
индекс


1050
1150
1200
1250
«УТЕГ» предлагает качественный бензин разных марок!